Боголюбовский замок

Боголюбовский замокБоголюбовский замок, возвышаясь над Клязьмой на 15 м, своей композицией значительно отличался от живописного и «естественного» в своей структурной основе Владимира. Здесь более чувствовалось волевое начало, проявившееся как в планировке крепости в целом, так и отдельных композиционных приемах. План укреплений приближался к довольно правильному четырехугольнику с периметром стен и валов более 900 м. Хотя внутри стен преобладала, по-видимому, свободная планировка, основное ядро застройки с собором и площалью перед ним, как предположил Н. Н. Воронин, имело также явную тенденцию к регулярности.1 Центральным зданием был одноглавый трехнефный собор с симметричным западным фасадом, обращенным на главную площадь. Его ось фиксировалась уширенным средним нефом, главой храма и перспективным порталом. По сторонам две лестничные башни и соединяющие их с собором переходы с проездами в нижней части создавали в целом вполне регулярный ансамбль зданий и сооружений, объединенных близкими формами и мотивами пластической разработки. Особенно выделялись колончатые аркатуры — тема, присущая владимирским постройкам этого времени. На основе этой же темы был разработан и восьмигранный киворий, стоящий на площади. Собор соединялся переходами с палатами и южной крепостной стеной. Выходящий на площадь западный фасад зданий общей протяженностью около 8о м был главным и наиболее богатым: помимо разнообразной пластики и скульптуры, в нем был выделен обложенный золоченой медью главный портал собора и, возможно, некоторые другие детали.2 На его левом фланге более свободно стояло двухэтажное белокаменное здание самого дворца с нарядными окнами второго этажа. Вся совокупность зданий дворца, собора, башен и переходов была зрительно связана колончатым поясом. Несмотря на ведущую роль собора в ансамбле, сложность, фронтальность и регулярность его композиции лишали здание храма самостоятельного значения: оно было как бы вписано в общий ряд разнообразных по функциям дворцовых построек, тесно связанных с оборонительными сооружениями. Вместе с тем богатство объемного построения в сочетании с многообразием пластики, благоустройством площади, выстланной белокаменными плитами и украшенной киворием, говорят здесь о явном преобладании светского содержания над церковным. Наконец, внешний вид «регулярного» крепостного комплекса также свидетельствовал об ансамбле замкового типа, сравнительно редком в условиях древнерусского градостроительства.

Похожие записи

  • 03.03.2015 Ярусные храмы Ярусные храмы получили распространение с 8о-х годов XVII в., что соответствовало общей тенденции развития вертикальности композиционных доминант города. Шатровые храмы, самые сильные по […]
  • 11.04.2015 Композиционный центр города Композиционным центром города был построенный в начале XII в. в западной части кремля Успенский собор — один из первых каменных храмов на Ростово-Суздальской земле. Его место в XIII В. […]
  • 21.03.2015 Расположение улиц, переулков и храмов Расположение улиц, переулков и храмов подчинено определенной закономерности, связанной с территориальным ростом города. Его композиционным стержнем с самого начала был Волхов; вдоль реки […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи