Демократические основы вольных городов Новгорода и Пскова

Демократические основы вольных городов Новгорода и ПсковаДемократические основы «вольных городов» Новгорода и Пскова проявились в известном «свободомыслии» горожан, появлении различных еретических течений, среди которых в Новгороде распространение получили ереси стригольников и жидовствующих. Они выступали против некоторых христианских догм, придавали религии более «рациональный», освобожденный от многих догм и обрядов характер. Благодаря ересям и художники меньше считались с церковными правилами, свободнее использовали иконографические типы, давали традиционным образам более личное и эмоциональное истолкование. В архитектуре народное начало особенно активно проявилось в строительстве значительного числа небольших каменных храмов, сооружавшихся часто на средства горожан различной социальной принадлежности. Особенно много таких приходских церквей, отличавшихся мягкостью форм возводилось в Пскове. Труднее развитие экономики и культуры шло в землях, подвергшихся татаро-монгольским нашествиям и разорению. Их хозяйственный подъем в различных городах происходил неравномерно. Ярлык золотоордынского хана на великое княжение Владимирское в начале XIV в. получила Тверь, заметно усилившаяся к этому времени и пытавшаяся подчинить своей власти другие крупнейшие центры. Однако Москва оказала сопротивление стремлению Твери объединить вокруг себя Русь. Соперничество между этими городами завершилось переходом ярлыка на великое княжение от Твери к Москве в правление Ивана Калиты — С этих пор Москва удерживала свое лидерство и помимо внутренних усилий, направленных на ликвидацию раздробленности Руси, стала организатором общей борьбы за освобождение страны от татаро-монгольского ига. Результатом явилась историческая победа Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 г., потрясшая сами основы векового могущества татар и порабощения русского народа, начавшая процесс его освобождения, окончательно завершившегося лишь через столетие, ознаменованное возвышением Москвы. Обладание ярлыком на Владимирское княжение не было для Москвы лишь формальным поводом для политического господства. Делалось все возможное, чтобы идейные и политические функции древней столицы преемственно были восприняты Москвой. Сюда была перенесена резиденция митрополита и наиболее чтимые реликвии во главе с иконой Владимирской Богоматери. Ранняя Москва перенимает сам тип владимирского белокаменного храма, его отдельные формы и декоративные мотивы, приемы строительной техники. С расширением политических связей Москва, ее культура впитывает и другие традиции, выработанные местными школами, синтезируя их с владимиро-суздальскими и накопившимся собственным опытом.

Похожие записи

  • 14.02.2015 Город Каторма Среди поволжских городов в XIV XV вв. выделяется Кострома, которая в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается в числе самых крупных русских городов того времени наряду с Москвой, […]
  • 02.02.2015 Монументальная архитектура каменных храмов Монументальная архитектура каменных храмов прекрасно сочеталась с лаконизмом как бы вырастающих из земли и вторящих движению рельефа крепостных сооружений. Упоминавшаяся тенденция к более […]
  • 07.02.2015 Развитие широкой строительной деятельности Летописи отмечают развитие широкой строительной деятельности и сообщают о возведении многочисленных каменных храмов и гибели в пожарах деревянных церквей. Надо думать, что каменные соборы […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи