Древнейшая Москва

Древнейшая МоскваДревнейшая Москва открывалась путнику как небольшая, но неприступная крепость, ничем не выделявшаяся из множества рассеянных вокруг подобных же укрепленных городков. Высокие стены и башни, венчающие склоны Боровицкого холма, надежно скрывали застройку города не только от стрел, но и от глаз неприятеля. Из-за крепостных стен виднелись только верхи церквей. В конце XIV в. появилась артиллерия, существенно изменившая облик крепостей. Стены крепости спустились с холма, встречая противника ярусами пушечного боя. В XVI—XVII вв. Москва поражала новым, раскрытым на зрителя, многоярусным ансамблем. Четыре линии городских стен подчеркивали многоплановое построение панорамы Москвы. При этом тема укрепленности, неприступности для врага не исчезла, но видоизменилась, приобретя новое звучание. Ярусное построение города приводило к необычайному богатству силуэта. Он строился по принципу увеличения высоты и усложнения по мере возрастания важности ансамбля в структуре города. Ярусность также усиливалась к центру, подчеркивая иерархию ансамблей: если улицы имели два главных яруса жилая застройка и церковь, то ансамбль центра был построен в пять основных ярусов. С ярусностью построения самих ансамблей неразрывно связана ярусность зрительных связей. Если в восприятии улиц и площадей главную роль играют осевые связи «первого яруса», то ведущие ансамбли города еще воспринимаются и над жилой застройкой, т. е. имеют связи, условно говоря, «второго яруса». Главные высотные акценты Москвы колокольни и соборы центральных ансамблей и монастырей — — воспринимаются и над сооружениями, формирующими композицию города, а следовательно, имеют «третий ярус» композиционных связей. Для Москвы в целом следует отметить еще и «четвертый ярус» зрительных связей —- это прямая видимость колокольни Ивана Великого от главных дозорных приречных церквей: Спаса в Тушине, Троицы на Сетуни и в особенности от церкви Вознесения в Коломенском, стоящей на главном южном направлении. Само количество зрительных связей подчеркивает значение каждого ансамбля в структуре города. Ярусность ансамблей Москвы сочетается с многоплановостью, т. е. удалением от зрителя более высокого сооружения. Многоплановость создает впечатление глубины ансамбля.

Похожие записи

  • 14.02.2015 Город Каторма Среди поволжских городов в XIV XV вв. выделяется Кострома, которая в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается в числе самых крупных русских городов того времени наряду с Москвой, […]
  • 11.02.2015 Тип целиком каменной крепости Одновременно начал распространяться тип целиком каменной крепости с мощными стенами и одной или несколькими фланкирующими башнями. В конце XIII—третьей четверти XIV в. были основаны […]
  • 07.02.2015 Развитие широкой строительной деятельности Летописи отмечают развитие широкой строительной деятельности и сообщают о возведении многочисленных каменных храмов и гибели в пожарах деревянных церквей. Надо думать, что каменные соборы […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи