Идея Москвы «третьего Рима

Идея Москвы «третьего РимаИдея Москвы «третьего Рима» — привела к созданию в столице яркого и своеобразного комплекса, символизирующего духовное единение всего человечества, отражающего «стремление связать историю Московского государства с всемирной историей, показать «избранность» Московского государства, являющегося предметом божественного домостроительства: эта идея подкрепляется многочисленными аналогиями из ветхозаветной истории, истории Вавилонского и Персидского царств, монархии Александра Македонского, римской и византийской истории». Центром этого комплекса стал Московский Кремль. В росписях соборов и дворцов, в предметах утвари и книгах, собранных из разных стран, была воплощена идея объединения духовных откровений мира. Как символ преддверия христианства встречают входящих на паперть Благовещенского собора изображения языческих поэтов и философов: Гомера, Платона, Аристотеля, Вергилия и других, а затем образы сивилл на соборных вратах. И уже как символ осознанного единства отдельных существенных элементов христианской и эллинской культур воспринимаются античные мотивы, введенные в композицию миротворного круга и общий космогонический цикл росписей Золотой палаты Ивана Грозного. Здесь и Эолы — олицетворения времен года, и образ самого года в виде крылатого мужа; колесница с ангелом, везущим солнце, аллегории добродетелей и пороков.

В живописи царского дворца мы встречаем образы Гедеона, Иисуса Навина, Дария Первого, Александра Македонского. Это не просто прославленные военачальники и правители, а создатели крупнейших в истории человечества империй, объединивших множество народов и сливших множество культур в единую культуру. Идея единства с Востоком предстает в образах византийского царя Константина и матери его Елены в росписях Успенского собора и царевича Иоасафа Индийского в алтаре собора.

Похожие записи

Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи