Концентрация храмов в Китай-городе

Концентрация храмов в Китай-городеКонцентрация храмов в Китай-городе и обилие здесь сооружений специфических архитектурных типов придали своеобразие облику этой зоны, в которой отчетливо воспринимались черты принадлежности к столичному центру Москвы. Структурное построение зоны в целом и градостроительные особенности расположения отдельных крупных объектов позволяют воспринимать эти черты как в панорамах центра, так и при движении по основным улицам города. Самой характерной, парадной панорамой центра города всегда была южная панорама — — вид из-за Москвы-реки. Если выше отмечались ярусность и многоплановость построения панорам, то здесь важно отметить иерархию композиционных акцентов, раскрывающих взаимное отношение Кремля, Китай-города и окружающих частей посада. Гладь Москвы-реки и сплошная линия укреплений объединяли панораму; элементами, членящими ее основные массы, было пространство Красной площади, отделяющее Китай-город от Кремля; высотные объемы, расчленяющие панораму на более мелкие фрагменты. Высота рельефа и стен, сконцентрированность кремлевских церквей и соборов и, безусловно, столп Ивана Великого — все это выделяло левую часть панорамы — — Кремль — в качестве главной. Китай-городу в системе центра Москвы была отведена относительно скромная роль. Китай-городские укрепления были ниже и маесивнее кремлевских. К концу XVIIв. разница усугубилась тем, что кремлевские башни получили шатровые завершения, в то время как башни и проездные ворота Китай-города имели довольно плоские покрытия. Спокойную линию укреплений Китай-города повторяла равномерная строчка завершений его застройки, в которой отчетливо воспринимались два композиционных акцента. Основной акцент — Покровский собор, отмечающий Красную площадь,— был виден почти до основания.

Второй акцент — собор Знаменского монастыря с церковью Троицы в Никитниках на втором плане — менее активен. Значительно уступали им по высоте второстепенные доминанты— церковь Георгия на Псковской горе, церковь Максима Исповедника и Климентовская церковь. Равномерный их ритм, характерный для основной части южной панорамы Китай-города, учащался по мере приближения к проездным воротам.

Похожие записи

  • 10.03.2015 Реконструированный ансамбль Московского Кремля В целом реконструированный ансамбль Московского Кремля в XVI в. приобрел самобытный архитектурно-художественный строй. В нем сохранились все характерные черты традиционного русского города […]
  • 13.03.2015 Города Псковской земли Псковская земля занимала менее половины территории современной Псковской области, тянулась узкой полосой с севера на юг по восточному побережью Чудского и Псковского озер, затем […]
  • 01.03.2015 Общая ориентация на киевскую культурную традицию Общая ориентация на киевскую культурную традицию сократилась наряду с развитием местных, своеобразных черт в искусстве, архитектуре, градостроительстве. Тезис о «запустении» Киевской земли […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи