Монастыри обносились деревянными стенами

Монастыри обносились деревянными стенамиМонастыри обносились деревянными стенами, часто имевшими оборонительный характер. Помимо храмов внутри монастыря деревянные церкви строились в слободах и близ расположенных деревнях; создавалась система архитектурно-пространственных доминант, объединявших монастырский ансамбль с окружающей застройкой. В отдельных наиболее значительных монастырях главный собор возводился из камня. Троице-Сергиев монастырь в Загорске, основанный в XIV в. Сергием Радонежским, характерный пример развития как самого монастырского комплекса, так и окружающей его застройки. В XV в. это уже был вполне сложившийся ансамбль разнообразных по функции деревянных построек монастыря и его окружения с объединяющим их центром белокаменным Троицким собором, возведенным в 1420-х годах как памятник основателю монастыря Сергию Радонежскому. К концу столетия центр ансамбля был усилен путем возведения из кирпича рядом с собором еще более высокой Духовской церкви «под колоколы» со сквозным верхом, служивший не только для звона, но и для обзора окрестностей, в связи с возросшей оборонительной функцией монастыря. Здесь же была возведена и каменная трапезная палата с поварней.

К этому времени около монастыря сложился ряд функционально неоднородных поселений, по-разному связанных с монастырской жизнью. С южной стороны на пути из Москвы в монастырь развивалось древнее село Клементьево, становившееся уже тогда, по-видимому, важным торговым пунктом на трассе московской дороги. Центром села была деревянная церковь. Ближе к монастырю «на подоле» стоял еще один деревянный храм, предназначенный как приходской, для Служней слободы, примыкавшей к монастырю с востока. В ней селились «троицкие слуги» светская обслуга монастыря, управлявшая вотчинами и другими монастырскими делами. Уже тогда, по-видимому, здесь проходила дорога в северные города. Однако, по мнению В. И. Балдина, основным фасадом монастыря с главным входом в то время был западный со стороны дороги из Дмитрова: на западных фасадах обеих монастырских церквей и поварни были установлены иконы-киоты.

Похожие записи

  • 24.02.2015 Крепости Псковщины Крепости Псковщины отмечались многовариантностью примененных в строительстве материалов и конструкций. Строились они обычно из дерева, иногда возводились каменно-деревянными, заменяясь […]
  • 28.03.2015 Крупные изменения в облике Пскова Крупные изменения в облике Пскова произошли в XIV— XV вв. Отделившись от Новгорода, псковичи интенсивно отстраивают из камня оборонительные объекты и храмы. В 1309 г. они закладывают с […]
  • 11.03.2015 Развитие культового зодчества Развитие культового зодчества отмечено появлением одного, но очень существенного для облика городов нового типа построек — отдельно стоящих и пристроенных к храмам колоколен. В Московском […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи