Присутствие в городах сходных принципов и приемов организации архитектурно-пространственной среды

Присутствие в городах сходных принципов и приемов организации архитектурно-пространственной средыПрисутствие в городах сходных принципов и приемов организации архитектурно-пространственной среды позволяет говорить о том, что помимо исторических, социальных, хозяйственных, правовых факторов, значительная роль в формировании облика города принадлежала и в этот период профессиональным мастерам — зодчим и «град од ельцам». Понятия «проект», «проектирование» в современном значении этих слов мало применимы к процессу строительства древнерусских городов. Однако понятие «сочинение» — русский перевод слова «композиция» — в изначальном, корневом смысле точно характеризует главную закономерность в построении древнерусского города — строгую иерархичность формирующих его ансамблей и упорядоченную связь их друг с другом, т. е. наличие единого главного центра и «степенное» соподчинение ему всех остальных частей города. Есть и древнерусские термины, важные для понимания творческого процесса зодчих,— «знамение», «знамя» и производный от них глагол «знаменита»,— которые применялись для обозначения творческого акта воплощения в образе, рисунке, чертеже какой-либо идеи, мысли2. Сфера применения их очень широка — — от отдельного знака до сложного рисунка, чертежа. В древнерусском искусстве словом «знаменита», «знаменовати» обозначался, например, процесс создания рисунка, построения иконописного образа, схемы-рисунка храма, чертежа местности, города3. Этим подчеркивалось отличительное свойство древнего искусства, включавшего и зодчество: при создании нового произведения не требовалось точное до мельчайших реальных подробностей его изображение, но лишь идеализированный рисунок, отражающий главные реальные черты, а также символические свойства предмета. Мышление людей Древней Руси было неотделимо от религиозной символики, и поэтому все творения рук своих, от мелких предметов быта до крупных произведений зодчества — домов, храмов, комплексов монастырей или городских укреплений — они воспринимали в двух планах: реальном и символическом.

Похожие записи

  • 04.03.2015 Градостроительство Киевского государства Градостроительство Киевского государства вероятно, она не имела надвратного храма. Новые укрепления вправо от Софийских ворот тянулись на юг, огибая современную площадь имени Калинина, и […]
  • 17.03.2015 Удобная территория Для поселения была выбрана чрезвычайно удобная территория. Днепр здесь прорезает гряду всхолмлений, а текущие к Днепру ручьи делят их на отдельные возвышенности, придающие ландшафту […]
  • 14.03.2015 Сложение городского ансамбля Христианизация не изменила уличной структуры, но существенно повлияла на сложение городского ансамбля. Во всей Руси происходит разрушение старых святилищ и религиозных центров. На их […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи