Стремление к геометрической правильности очертаний монастыря

Стремление к геометрической правильности очертаний монастыряПоследний принцип построения монастырских ансамблей — это стремление к геометрической правильности очертаний монастыря. Тенденция к регулярности в монастырском строительстве проявилась на Руси значительно раньше, чем в крепостном или городском9, и не была обусловлена утилитарно. Учитывая, что монастырь в средневековье воспринимался как образ царствия небесного, явленного на земле, а монахи именовались «ангельским чином», можно предположить, что на планировку и композицию монастырей в значительной мере повлияло уподобление их небесному граду праведных горнему Иерусалиму10. Действительно, согласно Апокалипсису, небесный Иерусалим, как и монастырь, «имеет большую и высокую стену… Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как широта» . В соответствии с этим текстом на русских иконах XVI XVII вв. небесный град изображался в виде маленького города-монастырька с регулярной планировкой. В центре града живописцы помещали престол Бога и Агнца 11; в центре же монастыря находился храм с престолом, на котором совершалась евхаристия заклание символического агнца. На изображениях горнего Иерусалима по периметру располагаются «жилища праведных» прямая аналогия монастырским кельям. В небесном граде протекал живоносный источник и процветали сады; сады и источники имелись и на территории монастыря, причем нередко им придавали сакральное значение. У монастырских ворот стояла стража, как ангелы у врат небесного Иерусалима; горний град освещался светом божественной славы, а монастырь славой монашеского жития, ибо оно, по представлениям того времени, «есть свет для всех человеков». Такие параллели давали достаточные основания считать монастырь подобием небесного града и, вероятно, были причиной устойчивого сохранения основных принципов планировки и композиции при всех перестройках и расширениях монастыря. Показательный пример такого рода дает история ансамбля Троице — Сергиевой лавры. Уже на первом этапе своего существования, при жизни Сергия Радонежского, будущая Лавра получила регулярную планировку: каре келий выстроилось вокруг собора и трапезной церкви. Затем в XV в. в монастыре возвели каменные Троицкий собор над гробом Сергия, трапезную и поварню к юго-востоку от собора и церковь Сошествия Святого Духа к востоку от него 1.1 Балдин

Похожие записи

  • 08.02.2015 Древние города От многих древних городов остались только рвы и валы, а в редких случаях и фундаменты каменных храмов, например в Зарубе или в Белгороде. Размеры и форма оборонительных укреплений самая […]
  • 22.03.2015 Основной городской посад — Предградье Основной городской посад — Предградье — очевидно, не имел достаточно мощных укреплений, так как при одной из осад города его взяли половцы, «плохие мастера штурмов городов»10. Возможно, […]
  • 15.03.2015 Второстепенные улицы в детинце Второстепенные улицы в детинце ответвлялись от главной, а две из них, с востока и запада, огибали возвышенную площадку Золотого тока. Летопись в 1151 и 1230 гг. упоминает о существовании […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи