Зрительный образ города

Зрительный образ городаМысль о том, что зрительный образ города формируется прежде всего стенами и соборами, иллюстрируется многими иконографическими материалами. Город Верхотурье на карте XVII в. изображен в виде крепостной стены и собора за ней. Пригородс — кая ямская слобода представлена только своим доминирующим сооружением — слободским храмом. Характерна икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» последней четверти XVII в. из собрания Государственной Третьяковской галереи, где дан обобщенный образ всего города, созданный стеной острога, кремлевской стеной и кремлевскими соборами.

Интересной иллюстрацией к вопросу о роли крепостных стен в восприятии структуры города служит изображение конца XVII в. города Архангельска. Крепость и огражденный посад представлены только стенами: крепость каменной, посад деревянной. И лишь неогражденная часть посада изображена с застройкой с избами и церквами. В итоге можно утверждать, что конкретно-образное представление о городе складывалось из зрительных образов различных зон и узлов, с выделением главного и второстепенного; зоны различались по значимости, внутри зоны подчеркивались главный объект или ведущая структурная характеристика, дифференцировались главные и второстепенные направления уличной сети и т. д. Четкое выделение главного и стройная система иерархического соподчинения воспринимавшихся элементов способствовали формированию гармонического образа целого. При этом восприятие каждого отдельного сооружения или ансамбля обогащалось представлением о его месте в общей системе. Пентричность находила яркое отражение в формировавшемся при знакомстве с городом представлении о его структуре: главная крепость и связанные с ней элементы центра — собор, княжеская резиденция, пристенные торги занимали ведущее место. Все прочие элементы структуры имели явно подчиненный характер, не лишенный, однако, определенной автономии. В жизни города это соответствовало относительной независимости слобод, приходов и т. д. Формировавшееся представление о структуре не обязательно прямо отражало такую организационную автономию. В образной форме передавался сам дух определенной самостоятельности составных частей.

Похожие записи

  • 01.04.2015 Литература как живопись и другие искусства Литература как живопись и другие искусства была доступна массам не только путем устной проповеди или созерцания иконописных сюжетов, других форм. О развитии грамотности не только в верхах […]
  • 21.03.2015 Расположение улиц, переулков и храмов Расположение улиц, переулков и храмов подчинено определенной закономерности, связанной с территориальным ростом города. Его композиционным стержнем с самого начала был Волхов; вдоль реки […]
  • 15.03.2015 Второстепенные улицы в детинце Второстепенные улицы в детинце ответвлялись от главной, а две из них, с востока и запада, огибали возвышенную площадку Золотого тока. Летопись в 1151 и 1230 гг. упоминает о существовании […]
Галерея
13620.jpg 14226.jpg 15497.jpg 17968.jpg 22680.jpg 32328.jpg
Интересные записи